Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения детской одаренности 5
1.1 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» 5
1.2. Детская одарённость как современная проблема образования 9
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по выявлению одаренных школьников 13
2.1. Психолого-педагогические условия работы учителя с одарёнными детьми 13
2.2. Анализ практики педагогического сопровождения одаренных детей в деятельности учителя на примере школы 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Они отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности.
В современных условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи.
Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. Проблемы одаренности изучали и такие отечественные психологи, как: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур» , Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога» . Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные; творческие способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские.
Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности определила тему курсовой работы: «Проблема выявления одаренности и специфика работы с одаренными детьми старшего школьного возраста» .
Цель исследования: изучить особенности работы с одаренными детьми.
Объект исследования: одаренные учащиеся.
Предмет исследования: организация педагогического взаимодействия с одарёнными детьми.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы развития одаренности у детей;
2. Выявить психологические основы детской одаренности.
3.Провести эмпирическое исследование по выявлению одаренных детей из общего числа учащихся;
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- беседа с классным руководителем;
- невербальный тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена;
- тест креативности Торренса.
Структура курсовой работв представлена введением, двумя главами, выводами, заключением, списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения детской одаренности
1.1 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. [5]
- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. [9]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артамонова Е. Г. Одаренные дети в современном обществе: трудности становления личности / Е. Г. Артамонова // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 171–176. Батурина В. В. Выявление и развитие способностей у одаренных детей / В. В. Батурина // Одаренный ребенок. – 2016. – № 6. – С. 60–63.
2.Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2016. - 96 c.
3.Запалацкая В. С. Проблема одаренности в контексте современных психологических теорий / В. С. Запалацкая, Т. Ф. Сергеева // Педагогика. – 2017. – № 4. – С. 28–33.
4.Киреева О. В. Одаренные дети: кто они / О. В. Киреева // Одаренный ребенок. – 2016. – № 6. – С. 68–70. Комаров Р. В. Выявление и прогноз развития одаренности / Р. В. Комаров // Одаренный ребенок. – 2016. – № 3. – С. 39–61 ; № 4. – С. 11–22 : рис., табл.
5.Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности / А. А. Лосева ; Научно-внедренческая лаборатория психопедагогики образования. - Москва : Трикста : Академический проект, 2004. - 174 с. - (Руководство практического психолога). Мамлина Н. Н. Одаренный ребенок и виды одаренности / Н. Н. Мамлина // Дополнительное образование и воспитание. - 2017. - № 12. - С. 19-21.
6.Малитиков, Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров // Право и образование. – М.: Вильямс, 2014. № 1.
7.Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре» ; составители: Л. Ф. Васильченко, Я. П. Атласова. – Санкт-Петербург: ДДТ «На реке Сестре» , 2014. – 2-е изд. – 39 с. – Текст: непосредственный.
8.Померанцева А. В. Одаренные дети. От интеллектуальной инициативы к интеллектуальному поведению / А. В. Померанцева // Одаренный ребенок. - 2015. - № 6. - С. 84-89. Пронина И. С. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей / И. С. Пронина, С. С. Белоусова // Управление современной школой. Завуч. - 2017. - № 7. - С. 84-91.
9.Райнович Р. «Одаренные дети – самый большой и самый главный ресурс каждой страны» / Р. Райнович // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 38-41: фот.
10.Савенков А. И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца XIX - начала XX в. / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Одаренный ребенок. - 2016. - № 3. - С. 6-12.
11.Федоровская Е. О. Главный фактор развития одаренности - среда, мотивирующая к познанию / Е. О. Федоровская // Одаренный ребенок. - 2016. - № 1. - С. 12-19.
12.Чорба Е. С. Библиотека будущего: работа с одаренными детьми / Е. С. Чорба // Культура: теория и практика. - 2017. - № 3. - С. 2.
13.Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: пробл., методы, результаты исслед. и практики / Е. И. Щебланова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва ; Воронеж : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та : МОДЭК, 2004. - 366 с.: ил. - (Серия «Библиотека психолога» ).
14.Щебланова Е. И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 16-27.
15. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн; пер. с нем. А. П. Болтунова ; под ред. В. А. Лукова. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 28 с. - (Психология ребенка).